bpolk

 

62221

Программа
«Земский доктор»

Помотреть вакансии

 

Отдел кадров
886153 5-58-90 доб. 500

Контактный телефон для консультаций в Минздраве
8861 992-54-48

5 1


bpolk

 

62221

Почему мы едим

Мы едим не только из-за чувства голода и для того, чтобы жить, но и по многим другим причинам. Поскольку в наше время еда зачастую доступна не только днем, но и ночью, есть можно и, например, по привычке, и даже тогда, когда мы не испытываем чувства голода. Нам кажется, что еда доставляет нам удовольствие, и это может побуждать нас к еде даже в том случае, когда организм в ней не нуждается. На питание влияет и множество психологических факторов.

В целом, влияющие на питание факторы можно классифицировать следующим образом:

Физиологические факторы

Голод – это желание или потребность в приеме пищи по причине внутренних сигналов организма, таких как пустой желудок, низкий уровень глюкозы в крови или исчерпывающиеся жировые ресурсы. Аппетит, то есть желание поесть вкусной пищи, может сохраняться и после утоления голода. Обычно к приему пищи нас побуждает голод, однако его отсутствие не всегда мешает нам есть. Человеческий организм адаптировался к окружающей среде соответствующим образом. В условиях отсутствия пищи аппетит растет, обмен веществ замедляется; при наличии достаточного количества пищи объем пищи, который может быть человеком съеден, и возможности аккумулирования энергии увеличиваются.

Сенсорные свойства пищи

Нам нравится возбуждающий запах, вид, вкус и текстура пищи, которые могут усилить желание ее употребить. Если приходится регулярно сталкиваться с вкусной пищей, это стимулирует аппетит. В ситуации, когда есть не хочется, но еда наличествует, увеличивается шанс приема пищи. Последнее в особенности относится к женщинам.

Аппетит повышает и вариативность в выборе пищи. Если питаться все время одним и тем же, в какой-то момент в отношении этой еды наступает пресыщение. Кроме того, потреблять больше пищи нас толкает и ее разнообразие внутри одной группы продуктов, особенно если кусочки пищи перемешаны между собой (например, разноцветные шоколадные конфеты или паста разной формы).

Сенсорными свойствами пищи просто манипулировать. Помимо общеизвестных приемов, когда используются красители и ароматизаторы, это можно делать и не меняя свойств продуктов. Исследования показали, что одна лишь информация о продукте, полученная до его употребления, может повлиять на оценку его вкусовых качеств. Этого добиваются, например, изменяя в ресторанном меню названия блюд или подчеркивая наличие или отсутствие в них определенных компонентов.

Окружающая среда

Наша непосредственная среда питания, которая состоит их легкодоступной, вкусной, дешевой и богатой энергией пищи, сервируемой все большими порциями, очевидно оказывает на современного человека сильное влияние, и количество потребляемой им энергии превышает потребности в ней. Такого рода влияние среды может даже заглушать биологические сигналы о голоде и насыщении.

Наиболее важные факторы окружающей нас среды питания – это вышеупомянутая круглосуточная доступность пищи, ее разнообразие и приятный вкус. Важно также и то, находится ли пища на расстоянии вытянутой руки, или, чтобы ее взять, нужно сделать несколько шагов (например, туда, где лежат конфеты). Разница в количестве потребленного продукта оказывается весьма заметной. Продукты питания обладают большей притягательной силой – и людям это известно, – когда имеются большие запасы (например, после крупных закупок). Это тоже увеличивает потребляемые объемы.

Весомости этим факторам добавляет и постоянно растущая энергетическая ценность пищи. Еще один интересный и важный фактор – размеры порций. Если увеличивать размеры порций, увеличивается и количество потребляемой пищи. Данный факт относится также к упаковке и порциям в общепите. В частности, считается, что размер порций и упаковок создает у потребителя представление о том, какой объем оптимально походит для поглощения.

Среди других факторов окружающей среды можно отметить также просмотр телевизора, поскольку он часто сопровождается приемом пищи. Кроме того, в телерекламе обычно пропагандируются продукты с высоким содержанием жира, сахара и соли, что нередко создает ложное представление о питательной ценности рекламируемых продуктов. В рекламе также в большинстве случаев делается акцент не на физиологических, а на психологических и эмоциональных потребностях.

Социальные факторы

Как правило люди едят тем больше, чем больше едят другие люди вокруг них, и количество пищи регулируется в зависимости от того, сколько едят другие. Кроме того, обычно люди употребляют больше пищи в кругу семьи, чем в незнакомой компании. Социальные факторы оказывают влияние и на то, какие количества еды выбрасываются. Если человек запрограммирован на то, что еду выбрасывать нельзя, он будет стараться доедать все полностью. Такое поведение свойственно обществам, испытывающим или недавно испытавшим дефицит продуктов питания. В обществах, где еды достаточно, такой модели поведения может и не встречаться. Культурный фон и отношение окружающих к продуктам питания и приему пищи оказывают существенное влияние на пищевое поведение и переедание. Также на это оказывают влияние характерные для конкретной культуры нормы, сама пища и пищевые традиции. Среди социальных факторов, влияющих на пищевое поведение, можно отметить религиозный и морально-этический, выражающий статус и достаток, отражающий межчеловеческие отношения, реализующий политику и обусловленный народной медициной. 

Религия, мораль и этика

Еду и питье в качестве символов используют в ритуалах и церемониях многих религий. То, что люди придерживаются религиозных предписаний в питании, объединяет адептов и отделяет их от чужаков. Следование в питании религиозным предписаниям – внешний символ веры и/или самодисциплины человека. Контроль над тем, как люди придерживаются предписаний в еде, позволяет религиозным лидерам в целом поддерживать контроль над адептами и демонстрировать свой авторитет.

Люди могут отказываться от определенной пищи, чтобы демонстрировать свою экологическую грамотность и осуждать ненадлежащее обращение с животными. Люди могут бойкотировать продукты питания, которые производятся определенными странами или предприятиями, чтобы осудить нарушение прав человека, ненадлежащую эксплуатацию рабочей силы и нарушения других моральных норм.

Статус и достаток

Дорогие и экзотические продукты питания могут использоваться для демонстрации достатка и изысканного вкуса. Подачей богатых и дорогих блюд выражается почтение к гостям. Социальный статус человека можно определить по тому, с кем и где он ест. Необычный выбор еды может быть использован для выражения индивидуальности и своеобразия личности. 

Межчеловеческие отношения

Предложение еды или питья часто используется для завязывания и поддержания личных и деловых отношений. Предложив еду, можно продемонстрировать любовь и теплые отношения, отказ от еды может быть истолкован как неприятие и проявление невежливости, а лишение еды – как наказание. Еда и питье могут быть центром совместного времяпрепровождения.

Политика

Контроль над запасами продуктов питания и ценами на них может быть очень мощным средством политического управления или завоевания политических сторонников.

Народная медицина

Во многих традиционных методах лечение своя роль отводится питанию. Для профилактики заболеваний используются биоактивные добавки и функциональные продукты.

Психологические и эмоциональные факторы

На многих людей в определенные периоды жизни оказывают влияние разного рода примеры (например, родители и друзья) или идолы.

Важную роль в нашем повседневном пищевом поведении играют психологические факторы, например, привычка. Об этом уже говорилось в связи с едой перед телевизором или в кино. Другие распространенные привычки, связанные с едой, – это определенное обществом время приема пищи и повседневное ожидание еды на работе или в учебном заведении. Если постоянно что-то жевать стало привычкой, чувства голода и насыщения может и не возникать, и на определенном жизненном этапе это может привести к ослаблению внутренней регуляции пищевого поведения. Вредное влияние на чувства голода и насыщения может оказывать и принуждение к принятию пищи, когда человек на самом деле не испытывает в ней потребности.

Представление о том, что пищевое поведение человека меняется в соответствии с его эмоциональным состоянием (волнением, гневом, радостью, депрессией, грустью и т.п.), является общепринятым. Такая связь, однако, варьируется в зависимости от личностных качеств индивида и его текущего эмоционального состояния. Эмоционально обусловленный или эмоциональный прием пищи наиболее часто встречается тогда, когда человек ужинает или перекусывает дома в одиночестве. Наиболее исследованными эмоциональными факторами являются скука, депрессия, волнение, а также стресс. Также исследовалось влияние на пищевое поведение состояния грусти, злости, одиночества, подавленности, страха и даже ощущения боли, а также чувства радости и воздействия юмора. Нашло подтверждение стимулирующее влияние отрицательных эмоций на пищевое поведение. По мнению некоторых исследователей, количество потребляемой пищи, по сравнению с нейтральными эмоциями, увеличивают как отрицательные, так и положительные эмоции, поскольку в обоих случаях исчезают установленные в отношении еды ограничения. Хорошее настроение может повлиять на то, что человек съест больше, в силу ассоциативного обучения, поскольку чувство счастья связывается с потреблением больших количеств еды.

Нередки также случаи, когда люди поощряют или наказывают себя едой или же используют ее как проявление воли (например, когда дети или подростки отказываются от еды). Следование в пищевом поведении таким внутренним состояниям и потребностям, как желание чувствовать себя хорошо, счастливо или спокойно, называется «утешительной едой». В то же время есть мнение, что «утешительная еда» используется для поддержания позитивных ощущений. 

Способы, позволяющие различить голод и «эмоциональную» тягу к еде, следующие:

  • «эмоциональный» голод возникает внезапно, физический – постепенно;
  • при «эмоциональной» еде превалирует желание употребить какой-то конкретный продукт;
  • «эмоциональный» голод требует немедленного удовлетворения;
  • если еда «эмоциональная», она, по всей вероятности, продолжится и после того, как человек насытился;
  • «эмоциональная» еда может позже вызывать чувство вины.

Эмоции оказывают более значительное влияние на пищевое поведение людей с лишним весом, потому что те не делают различий между потребностью в пище как физически напряженным состоянием и другими, зачастую эмоциональными, состояниями, не имеющими ничего общего с чувством голода. Считается, что «эмоциональная» еда чаще имеет место у женщин и тех, кто пытается придерживаться диеты. Аналогичным образом трактуется еда и в эгопсихологии, где считается, что прием пищи (переедание при булимии и отказ при анорексии) является главным фактором, стабилизирующим беспокойные эмоции и самооценку.